Совершенствование системы выявления и поддержки талантливых и одаренных детей и молодежи
(из доклада "О повышении роли культуры и образования в развитии творческих способностей детей и молодежи" на Государственном совете Российской Федерации в апреле 2010 года)

Таланты создают особое творческое напряжение в молодежной среде и в обществе в целом, стимулируя творческую активность своего ближайшего окружения. Поиск талантов, создание условий для их развития и последующего применения, а также готовность общества принимать таланты и признавать инновационных лидеров – это не просто дело престижа страны, но неотъемлемая часть культурно-образовательной политики, без планомерного осуществления которой не решить проблему создания инновационной экономики.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в статье «Россия, вперед!» (опубликована 10.09.2009) утверждает: «Инновационная экономика возникнет, конечно, не сразу. Она часть культуры, основанной на гуманистических ценностях. На стремлении к преобразованию мира ради лучшего качества жизни, ради освобождения человека от бедности, болезней, страха, несправедливости. Талантливые люди, стремящиеся к обновлению, способные создавать новое и лучшее, не прилетят к нам с другой планеты. Они уже здесь, среди нас. И об этом недвусмысленно свидетельствуют результаты международных интеллектуальных олимпиад, патентование за рубежом изобретений, сделанных в России, и настоящая охота, ведущаяся крупнейшими компаниями и университетами мира, за нашими лучшими специалистами. Мы – государство, общество и семья – должны научиться находить, растить, воспитывать и беречь таких людей».

Профессиональное развитие талантливых, одаренных детей требует особых подходов.

Опыт работы по выявлению одаренных и талантливых детей и молодежи в регионах Российской Федерации, мониторингу и поддержке развития их творческих способностей

В стране сформирована и действует определенная система поддержки и развития талантливых детей и молодежи.

На федеральном уровне законодательно закреплена преференция для одаренных детей – призеров олимпиад: в Законе «Об образовании» предусмотрены льготы при поступлении в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования победителям и призерам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членам сборных команд Российской Федерации, участвовавшим в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, победителям и призерам олимпиад школьников. Порядок предоставления льгот победителям и призерам олимпиад школьников при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования основан на прямом соотнесении уровня олимпиады с ее качественными показателями, то есть победители и призеры олимпиад более высокого уровня (самым высоким считается I уровень) имеют приоритет при получении льгот.

Большое значение имеет подпрограмма «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России». В рамках подпрограммы создана и успешно функционирует система всероссийских массовых мероприятий (от уровня образовательного учреждения до федерального уровня), направленных на выявление, развитие и поддержку одаренных детей. С 1998 по 2006 годы (до начала реализации мероприятия по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование») были выплачены государственные стипендии одаренным детям – лауреатам и дипломантам всероссийских конкурсов на общую сумму более 13 млн. рублей (порядка 2 млн. рублей ежегодно). Итогом реализации подпрограммы «Одаренные дети» должно стать: создание государственной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей с охватом к 2011 г. до 40% детского населения школьного возраста; формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях; увеличение к 2011 г. (по сравнению с 2007 г.) на 8% количества одаренных детей школьного возраста, занявших призовые места на всероссийских конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и иных конкурсных мероприятиях.

Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов. В целях создания благоприятной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка внесены изменения в нормативные документы, регламентирующие проведение Всероссийской олимпиады школьников, предусматривающие максимальный охват обучающихся через эффективную организацию школьного этапа олимпиады на основе единых подходов к ее проведению, составлению заданий и проверке работ.

Всего в школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады в 2008/2009 учебном году приняли участие более 7 миллионов обучающихся, а призерами и победителями олимпиады стали 1395 учащихся 9-11 классов. Произошли качественные изменения критериев отбора конкурсных мероприятий, включаемых в Перечень олимпиад школьников. Это позволило сформировать перечень на 2009-2010 учебный год из 87 олимпиад, отличающихся максимальным охватом и с точки зрения количества участников и с точки зрения их «географии», фактическим отсутствием ограничений участия в олимпиаде для всех желающих, а также высоким качеством заданий, прошедших экспертную оценку. Всего в 2008-2009 учебном году победителями и призерами олимпиад школьников стали 5325 и 23609 учащихся соответственно.

В 2009 г. в вузы России поступили 1395 абитуриентов – призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников, и около 21 тыс. абитуриентов – победителей и призеров олимпиад школьников других категорий. В целом, указанный контингент абитуриентов составил около 4% от общего числа поступивших на бюджетные места в вузах. Ежегодно российские школьники принимают участие в международных олимпиадах по семи общеобразовательным предметам - астрономии, биологии, географии, информатике, математике, физике, химии, а также в естественнонаучной олимпиаде (юниоры). В 2008/2009 учебном году в международных предметных олимпиадах приняли участие 37 российских школьников, которые завоевали 33 медали.

Отечественная система дополнительного образования также служит гарантом поддержки и развития одаренных детей. В ней сосредоточены уникальные возможности по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественно-научной, учебно-исследовательской и другой образовательной деятельности.

Выявление, развитие и поддержка одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей осуществляется через систему конкурсов, конференций, соревнований, слетов, фестивалей и других мероприятий. Победители и призеры всероссийских мероприятий становятся лауреатами премии по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование», что позволяет привлечь к ним внимание органов власти всех уровней, поддержать материально, создавая условия для дальнейшего профессионального, творческого и личностного роста.

Примером учреждения дополнительного образования интеллектуального профиля является круглогодичный физико-математический Форум «Ленский край» (Республика Саха (Якутия)), куда приглашаются лучшие учащиеся республики с 5 по 11 классы, студенты Якутского, Новосибирского, Московского государственных университетов, аспиранты, учителя математики и физики, работающие в классах с углубленным изучением физико-математических дисциплин. Занятия с ними по наиболее актуальным разделам математики и физики ведут лекторы – преподаватели и научные сотрудники МГУ, НГУ и ЯГУ, других образовательных и научных учреждений Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Якутска.

Кроме того, широко развиваются различные формы очно-заочного дополнительного образования детей, организуемые на базе областных, краевых, республиканских и федеральных учреждений дополнительного образования детей (Челябинский областной центр юных натуралистов, Федеральная заочная физико-техническая школа при МФТИ и др.), а также высших учебных заведений (Открытый Лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа» при МГУ имени М.В.Ломоносова, Ярославский государственный университет – областная физико-математическая школа и многие другие).

Следует отметить как тенденцию создание специализированного вида образовательных учреждений дополнительного образования детей, ориентированных на работу с одаренными, способными, склонными к интеллектуальной творческой деятельности школьниками (центры, школы одаренных детей, школы творческого развития и др.). Как одну из форм развития творческих способностей детей следует отметить тематические творческие смены в детских оздоровительных лагерях для детей, одаренных в различных областях знаний, культуры, спорта. Это - Всероссийская детская туристско-экологическая экспедиция для одаренных детей, Всероссийская творческая смена юных техников, всероссийская творческая смена юных математиков, всероссийские летние творческие школы для одаренных художников и музыкантов, пушкинистов, экономистов, детских образцовых коллективов и др.

В регионах также хорошо развита система летних школ (лагерей) с профильными сменами, каникулярных лагерей, лагерей дневного пребывания. В таких школах к работе с одаренными детьми привлекаются педагоги не только местных вузов, но и ведущих вузов страны.

При вузах имеются школы по работе с одаренными детьми, однако число таких специализированных образовательных учреждений составляет лишь 1,4 % от общего числа специализированных образовательных учреждений. Образовательные учреждения при высших учебных заведениях обеспечивают преемственность в работе с одаренными детьми, предоставляют возможность вовлечения вузовских специалистов в наставническое сопровождение одаренных детей. Большинство таких учебных заведений ведет работу непосредственно по подготовке обучающихся к участию в олимпиадах различного уровня, в том числе и международных.

Наличие сети очно-заочных и дистанционных школ, таких как школы «Эврика» и «Зеленый остров» (Сахалинская область), школа для одаренных детей при КГПУ им.К.Э.Циолковского (Калужская область), также характерны для Забайкальского края, Республики Адыгея, Орловской, Вологодской областей и др. Данный вид образовательных учреждений эффективен при работе с одаренными детьми из сельских школ, отдаленных и труднодоступных районов, районов со сложными климатическими условиями и развитых сельскохозяйственных областей. На Ямале сложилась собственная система поддержки талантливой молодежи, имеющая межведомственный характер, и включающая в себя все уровни: от детского сада и начальной школы до высшего учебного заведения, от сельской администрации до Администрации автономного округа. Система поддержки талантливых детей в Якутии представлена сетью Президентских школ: это сетевое взаимодействие инновационных школ, работающих с одаренными детьми, интеграция интеллектуального и материального потенциала в решении проблем выявления и развития способных школьников.

Специализированные учреждения выбирают свои, наиболее эффективные пути работы с учетом специфики основной деятельности. Например, Центром по работе с одаренными детьми в Центральном федеральном округе накоплен значительный опыт в области инновационных педагогических технологий, организовано взаимодействие субъектов образовательного процесса посредством телекоммуникаций (медиатрансляций, видеоконференций, дистанционных проектов). «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании» - многопрофильное учреждение дополнительного образования, осуществляющее очное и дистанционное обучение школьников. Обучение проводится с помощью новейших информационных и телекоммуникационных технологий, современных дистанционных форм обучения (Интернет-проекты, сетевые образовательные программы), телеконференций, online-лекций, интерактивных тренажеров, творческих Интернет-форумов и мастерских. Ресурсы образовательного сервера http://www.edu.yar.ru, созданного центром, востребованы пользователями 104 стран мира. Кроме того, при центре в форме дистанционного обучения занимается 30 детей с ограниченными возможностями здоровья, которые получают навыки работы на компьютере.

Определяющими направлениями в работе Центра творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск» в Южном федеральном округе стали мероприятия по продвижению одаренных детей через систему интеллектуальных конкурсов, оказанию методической помощи образовательным учреждениям по работе с одаренными детьми, стимулированию самосовершенствования одаренных детей, педагогов и психологов. На базе Центра в Дальневосточном федеральном округе (школа-интернат Владивостокского государственного университета экономики и сервиса для одаренных детей) в течение ряда последних лет реализуется авторская инновационная образовательная технология «Пилотные смены» для одаренных учеников. Для одаренных учеников одаренностью проводятся профильные пилотные смены в сотрудничестве с вузами Приморского края (гуманитарные, экономические, правовые, информационные и пр.). Организуются развивающие пилотные смены «Интеллект», «Век технологии», «Мир дизайна», проектные смены «Создай свой проект», смена спортивно-прикладных видов (совместно с МЧС) и пр. Проведено более 20 тематических пилотных смен по профессиональному самоопределению для одаренных детей из регионов Дальневосточного федерального округа. В их работе ежегодно принимает участие более тысячи учащихся 9-11 классов. Проводятся консультационно-информационные встречи с руководителями образовательных учреждений, педагогами, родителями с выездами в регионы. Опыт организации работы с одаренными детьми в России был представлен на Шанхайском образовательном форуме в мае 2009 г. руководителями Всероссийского научно-методического центра по работе с одаренными детьми.

Необходимо также отметить, что централизованная многопрофильная система работы по сопровождению жизненной траектории молодых талантов невозможна без создания единых электронных баз данных таких, как «Одаренные дети» (подобные базы данных функционируют в некоторых субъектах РФ, например Республика Адыгея, Калужская область), «Педагоги-наставники», единая Всероссийская база данных «Учреждения по работе с одаренными детьми». Подобные базы позволяют интегрировать опыт работы, выстроить индивидуальные траектории обучения, наладить единую взаимодействующую сеть образовательных учреждений в рамках одного профиля и много других возможностей.

Перечисленные примеры показывают, что работа по выявлению и развитию талантливых детей в России, несомненно, ведется и имеет много положительных результатов, однако до сих пор трудно назвать эту работу системной и достаточно обеспеченной финансовыми ресурсами.

Так, в рамках национального проекта «Образование» за период с 2006 по 2010 годы объем средств из федерального бюджета, ежегодно выделяемых на поддержку победителей олимпиад, увеличился почти в 100 раз. Тем не менее, простой расчет показывает, что даже этого увеличения недостаточно, если принять в расчет количество одаренных детей, принявших участие, но не победивших в олимпиадах. Так, общее количество российских старшеклассников (в олимпиадах участвуют учащиеся 9-11 классов) составляет в России около 4 млн. чел. Доля одаренных детей среди них составляет, по разным экспертным оценкам, от 200 тыс. чел. (5%) до 1 млн. чел. (25%). Премии ежегодно получают 5350 чел., что не превышает 2,7% от общего числа одаренных старшеклассников, каждый из которых в силу своего развития может стать участником той или иной олимпиады.

Во всех федеральных округах открыто семь специализированных центров по работе с одаренными детьми, которые выполняют координационно-методические функции по различным направлениям работы с одаренными детьми. В рамках подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» с 1998 по 2009 годы оказана поддержка по укреплению материально-технической базы 574 ведущим образовательным учреждениям, работающим с одаренными детьми на общую сумму более 82 млн. рублей. Несложный расчет показывает, что на долю одного образовательного учреждения за 12 лет действия программы пришлось в среднем не более 150 тыс. рублей.

Анализ информации о мероприятиях по поддержке одаренной молодежи в сорока субъектах Российской Федерации в рамках программ развития образования, представленных на сайте www.fcpro.ru, показывает следующую картину.

В программе Санкт-Петербурга не предусмотрено никаких мероприятий: лишь в разделе, посвященном предпосылкам программы, присутствует фраза о «поддержке наиболее талантливых и одаренных». Не содержат никаких упоминаний о проблеме программы Архангельской, Камчатской, Костромской, Магаданской, Мурманской, Рязанской, Самарской, Свердловской, Тамбовской, Ярославской областей, Республик Адыгея, Дагестан, Коми, Мордовия, Ненецкого АО, Краснодарского и Хабаровского краев. В большинстве программ, где проблема упоминается, дело сводится к проведению олимпиад и конкурсов, а также поддержке в виде стипендий и грантов.

Ниже приводятся цифры отношения финансирования программ для одаренных к общим объемам представленных программ развития образования. Агинский Бурятский АО – 10,1%, Калининградская область – 1,33%, Калужская область – 7,97%, Красноярский край – 4,494%, Липецкая область – 2,35%, Московская область – 2,09%, Республика Алтай – 1,33%, Республика Бурятия – 1,37%, Республика Чувашия – 8,74%, Смоленская область – 0,002%, Ставропольский край – 0,76%, Таймырский АО – 5,99%, Тюменская область – 0,014%, Ямало-Ненецкий АО – 0,383%. Итак, лишь в 10 субъектах из 40 доля финансирования программ для одаренных детей в общем объеме программ развития образования превышает 1%, и только в 4 регионах этот показатель перешагнул рубеж в 5%.

Кроме того, анализ отчетов специализированных учреждений по работе с одаренными детьми в федеральных округах позволил выявить следующие ключевые проблемы:

недостаточное осознание на уровне региональных органов, осуществляющих управление в сфере образования, важности научной и научно-методической составляющей региональных программ по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей;

отсутствие системного подхода в использовании образовательных технологий и методов работы с одаренными детьми;

отсутствие единой системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, позволяющей готовить педагогов к работе с одаренными детьми, осуществлять сопровождение и адресную поддержку педагогов и образовательных учреждений;

недостаточное использование в процессе работы с одаренными детьми информационных и телекоммуникационных технологий, современных дистанционных форм обучения, телеконференций, online-лекций, интерактивных тренажеров, творческих Интернет-форумов и мастерских.

Анализ изложенного в данном разделе опыта приводит к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования сети специализированных образовательных учреждений в целях развития творческих способностей детей и молодежи, осваивающих программу среднего (полного) общего образования, а так же необходимости «сопровождения» таких детей в период их самореализации. Эта задача предусматривает укрепление сетевого взаимодействия школ для одаренных детей, в том числе специализированных школ при вузах; развитие сети заочных, очно-заочных и дистанционных школ для выявления и организации работы с одаренными детьми из отдаленных и труднодоступных районов, сельских школ; создание на базе научных организаций и организаций культуры специализированных центров, координирующих работу образовательных учреждений для одаренных детей в субъектах Российской Федерации; создание федеральной и региональных баз данных о выявлении и сопровождении одаренных детей, талантливой молодежи.

Состояние российской системы подготовки профессиональных кадров в сфере искусства

Индикатором ситуации в сфере поддержки и становления талантливых детей и молодежи может считаться сложившаяся за последние несколько столетий в России и заслужившая всеобщее мировое признание система профессионального образования в сфере искусства.

Система художественного образования в России имеет три неразрывно связанных уровня профессионального художественного образования: школа – училище – вуз.

Детские школы искусств (в них обучаются дети и молодежь в возрасте от 3-х до 18 лет) обеспечивают раннее выявление одаренных детей и, что важно, создают условия для их дальнейшего профессионального становления. Доступность дополнительного образования детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности ребенка, позволяет решать ряд не менее серьезных социальных проблем, таких, как организация занятости детей, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений.

Хорошо зарекомендовавшая себя система подготовки профессиональных творческих кадров по схеме «школа-училище-вуз» начала давать сбой из-за отнесения ДШИ к категории учреждений дополнительного образования. Низкий социальный статус педагогов и уровень оплаты труда педагогов ДШИ, слабость их инструментального обеспечения неудовлетворительное состояние многих зданий, необходимость принципиального обновления материально-технической базы не способствуют эффективному решению задачи эстетического воспитания и подготовки будущих творческих кадров (в качестве начальной ступени профессионального образования в сфере искусства).

Сегодня из-за наличия ряда серьезных проблем детские школы искусств живут во многом за счет энтузиазма музыкантов, художников, хореографов, руководителей и методистов этих организаций. Более 2 тыс. школ, в помещениях которых проходит образовательный процесс, требуют капитального ремонта. Средств, выделяемых на указанные цели недостаточно. Если капитальный ремонт школ будет осуществляться нынешними темпами, то для приведения ситуации в порядок понадобится более 30 лет.

Недооценка детских школ искусств, как одного из оснований российской культуры, может привести к утрате завоеванных позиций в области культуры и искусства в общенациональном государственном масштабе.

Второй уровень в системе художественного образования – училище искусств и колледж. Система среднего профессионального образования в сфере искусства в Российской Федерации обладает уникальной спецификой. Приём в соответствующие образовательные учреждения осуществляется на основе индивидуального отбора с учётом творческих способностей детей.

Образовательный процесс в средних специальных образовательных учреждениях в сфере культуры и искусства основывается на интегрировании общеобразовательных программ (общей школы) и среднего профессионального образования. Обучающиеся после окончания 9 класса получают аттестат, а по окончании 11 класса – диплом о среднем профессиональном образовании. Подобной практики за рубежом не существует. Однако именно данная категория образовательных учреждений в настоящее время не определена рамками законодательства Российской Федерации, хотя этого требует необходимость сохранения их многолетних традиций.

Третий уровень – высшее учебное заведение. Вузы отрасли культуры и искусства охватывают весь спектр направлений и в области искусства (музыкального и театрального, хореографического и изобразительного, киноискусства и искусства дизайна), и в области культуры (социально-культурной деятельности, народного художественного творчества, библиотечно-информационных ресурсов). Этих вузов мало, но они являются тем национальным достоянием, которое представляет нашу страну в мировом образовательном и культурном пространстве. При этом каждая группа учебных заведений, представляющая тот или иной вид искусства, культуры, имеет свою историю, традиции и специфические особенности.

В настоящее время преподавательское сообщество творческих вузов выражает беспокойство по поводу перехода на двухуровневую модель высшего профессионального образования (бакалавриат и магистратура). Специалисты полагают, что наряду с разработкой новых программ бакалавриата и магистратуры следует предусмотреть программы подготовки по категории «специалист» для некоторых специальностей в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства, по которым распределить пятилетний учебный процесс на два самостоятельных периода затруднительно.

Этот пример наглядно демонстрирует, что предусмотренная Болонским соглашением и основанная на принципе унификации двухуровневая система подготовки специалистов, в некоторых случаях плохо согласуется со спецификой отдельных уникальных вузов, образовательный процесс в которых основан на многолетних традициях и авторских методиках преподавания, эффективность которых проверена временем и подтверждена высоким спросом на выпускников не только в России, но и во многих странах мира.

Целью обучения по творческо-исполнительским специальностям является достижение наивысшего уровня профессионального исполнительского мастерства и высокой педагогической квалификации. В разные годы специфика послевузовской подготовки творческо-исполнительских кадров в области искусства находила своё отражение в различных организационных формах, таких как «аспирантура искусств» и «ассистентура-стажировка». Статус учащих этих форм послевузовской подготовки не отличался от статуса аспиранта, однако не требовал написания диссертации. Впоследствии при разработке законодательной базы послевузовского образования особенности образования в сфере искусства не были учтены и ассистентура-стажировка, как одна из форм послевузовского образования, оказалась вне правового поля. В настоящее время из-за нестыковки особенностей послевузовского образования в творческих вузах и требований, предъявляемых действующим законодательством к институту аспирантуры как форме подготовки научно-педагогических кадров, встал вопрос о дальнейшей судьбе системы послевузовского образования по творческо-исполнительским дисциплинам. С целью сохранения традиций подготовки педагогических кадров в области музыкального, театрального, хореографического образования представляется целесообразным возродить институт ассистентуры-стажировки, не предусмотренный современным законодательством об образовании.

Почти все «творческие вузы» и уникальные университеты с историей и традициями, специализированные колледжи и школы (художественные, физико-математические, гуманитарные, спортивные и т.д.), трудно отнести к разряду типовых. Они сложны и многообразны, именно поэтому они не вписываются в прокрустово ложе унифицированных решений. И в этой ситуации несомненный интерес представляет опыт других стран, взявших курс на расширение многообразия форм обучения на всех уровнях образования и понимающих этот принцип как непротиворечащий Болонскому процессу.

Задача оптимизации системы выявления и поддержки талантливых детей с необходимостью влечет за собою решение проблемы совершенствования нормативно-правовой базы профессионального образования в сфере искусства, прежде всего в части:

- правового определения в российском законодательстве понятий «художественного образования», «эстетического воспитания» и других ключевых понятий;

- определения статуса детских школ искусства с учетом решения ими двуединой задачи – предпрофессиональной подготовки будущих творческих кадров для сферы искусства и функции эстетического воспитания;

- придания специализированным образовательным учреждениям, осуществляющим интегрированное среднее специальное и общее среднее (полное) образование, статуса образовательных учреждений, осуществляющих подготовку по программам среднего профессионального образования;

- решения вопросов статуса бакалавриата и магистратуры для творческих вузов, а также законодательного определения статуса ассистентуры-стажировки (творческой аспирантуры);

- определения баланса между задачей сохранения уникальности творческих школ и методик преподавания и задачей унификации учебных планов и программ при формировании государственных образовательных стандартов профессиональной подготовки творческих кадров;

- создания в творческих вузах экспериментальных площадок, научно-исследовательских лабораторий, проектов, технологий, направленных на развитие и формирование у студентов инновационного мышления, освоение ими смежных видов искусства и творческой деятельности, достижений науки и современных технологий.

О создании национальной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи

Как уже отмечалось ранее в России федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также неправительственными и общественными организациями осуществляется большая и разнообразная работа по выявлению и развитию талантливых детей, однако эту работу пока еще трудно охарактеризовать как системную, обеспеченную должными ресурсами и приводящую к желаемым результатам.

В сложившейся ситуации все более актуальным становится вопрос о целесообразности разработки и реализации комплексной национальной системы поиска, поддержки и обеспечения профессионального становления талантливых детей и молодежи (возможное рабочее название проекта – «Творческое поколение»).

Построенная по принципу вертикально-интегрированной «пирамиды», в основание которой положен комплекс местных и региональных программ и проектов, эта система призвана объединить различные формы поддержки всех видов творческой деятельности молодого поколения (научно-технической, естественно-научной, художественной, педагогической), охватить широкий спектр специальностей и направлений обучения, стать массовой и доступной, обеспечить талантливому обучающемуся возможность быть замеченным независимо от того, в каком образовательном учреждении и каком регионе он обучается, к какому социальному слою принадлежит. Система должна быть нацелена на развитие у учащихся культуры творчества и созидания, включать в себя конкурсы, стимулирующие изобретательство, исследовательский поиск, предприимчивость, лидерство, использовать механизмы продюсирования молодых талантов, закрепления их за опытными мастерами-наставниками, предоставлять возможность для осуществления первых шагов на пути профессионального становления после завершения обучения (поддержка творческих дебютов, содействие внедрению разработок).

В числе первоочередных мер, способствующих формированию и развитию этой национальной системы, может стать создание комплексной межведомственной программы развития образования одаренных и талантливых детей и молодежи, направленной на развитие интеллектуального и творческого потенциала российского общества, систематизацию работы с талантливыми обучающимися, внедрение сетевых моделей образования, организацию многоцелевой грантовой поддержки победителей олимпиад, творческих смотров в сфере искусства и других конкурсных мероприятий.

Указанная программа должна включать:

- механизмы выявления талантливых и творчески одаренных детей и молодежи в различных регионах Российской Федерации через систему олимпиад, интеллектуальных, творческих, спортивных и иных конкурсных соревнований, в том числе доступных талантливым детям с ограниченными возможностями, сиротам, а также детям из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- меры по созданию сети естественнонаучных и гуманитарных специализированных учебно-научных центров, а также творческих мастерских при ведущих университетах (включая образовательные учреждения круглосуточного пребывания), ориентированных на работу с одаренными и талантливыми детьми, повышению роли и потенциальных возможностей учреждений дополнительного образования детей (в том числе заочной, очно-заочной и дистанционной форм обучения), а также сети центров детского и юношеского творчества;

- поддержку развития и профессионального становления таланта (включая вопросы получения качественного образования), оказание содействия талантливой молодежи в трудоустройстве в целях получения максимальной отдачи потенциала творческой личности в интересах российского общества;

- выявление талантливых детей и молодежи, их поддержку с помощью системы специальных государственных стипендий, целевых грантов и премий Президента России, Правительства Российской Федерации, региональных органов власти, общественных организаций и бизнес-структур;

- формирование общероссийской персональной базы данных «талантов России», показавших высокие результаты в интеллектуальных, художественных и других конкурсных соревнованиях обучающихся (например, по номинациям «ученые, конструкторы и изобретатели», «творческие кадры для литературы, искусства и медиасферы», «менеджеры научно-технологической сферы, продюсеры и организаторы культурных проектов», «педагоги», «врачи» и др.);

- организацию при участии государственных и общественных институтов всероссийской системы олимпиад и иных творческих и интеллектуальных соревнований школьников, студентов и молодых ученых, в полной мере доступных талантливым детям с ограниченными возможностями здоровья, сиротам, детям из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; формирование механизмов материальной поддержки означенных категорий детей в части финансирования проезда, проживания и питания в рамках проведения очных туров интеллектуальных соревнований;

- учет индивидуальных достижений обучающихся при приеме в специализированные образовательные учреждения, ориентированные на работу с талантливыми детьми, центры детского и юношеского творчества, высшие учебные заведения Российской Федерации;

- поддержку организаторов предметных школ для победителей региональных, межрегиональных, всероссийских и международных олимпиад, творческих конкурсов и других соревнований обучающихся;

- механизмы поддержки учреждений дополнительного образования детей, использующих заочные, очно-заочные и дистанционные формы обучения и ориентированных на работу со школьниками из малых городов и сельской местности, позволяющих школьникам независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки;

- формы поощрения и стимулирования талантливых учителей и преподавателей, реализующих инновационные образовательные методики и добившихся значимых успехов в подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам;

- комплекс мер по созданию при ведущих высших учебных заведениях Российской Федерации факультетов и центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей, в том числе ориентированных на работу с талантливыми обучающимися;

- организацию системы поддержки внедрения разработок, практической реализации творческих, научных и конктрукторско-технологических проектов для победителей вышеуказанных смотров-конкурсов.

В современных условиях особое значение имеет концентрация усилий на заключительных этапах процесса поддержки таланта, этапах, связанных с первыми шагами в профессии, с внедрением научных разработок, реализацией дебютных проектов в литературе и искусстве. Поддержка молодых творцов на этой стадии – затратная задача, при этом рынок пока не готов инвестировать и кредитовать проекты дебютантов в силу повышенного риска. Во многих странах для этого создаются специальные венчурные фонды, у нас пока не работающие. Именно из-за нерешенности проблемы первых шагов в профессии наши отечественные таланты чаще всего уезжают из страны, чтобы найти себя в более богатых и более прагматичных сообществах. Без завершения всего цикла (от выявления таланта до создания условий для работы одаренных на Родине, решения проблемы их социального статуса и соответствующего уровню их подготовки вопроса оплаты труда) все дополнительные усилия и материальные затраты по выявлению, обучению и развитию таланта и одаренности могут оказаться напрасными.

Решение указанных задач должно осуществляться одновременно с обновлением образовательных стандартов, предполагающих учет индивидуальных особенностей обучающихся, а также наряду с созданием специализированных стандартов, ориентированных на талантливых детей.

Действующие образовательные стандарты не задают и, соответственно, не предполагают оценки творческого компонента образования. Преобладание внешней заданности в целях, содержании и технологии обучения приводит к ослаблению внутренней мотивации учащихся, «замороженности» их творческого потенциала и нежеланию совершенствоваться, преувеличению роли формальных ценностей (учеба ради отметки, сдачи экзаменов и т.п.), что тормозит как проявление творческих способностей в целом, так и выявление талантливой молодежи.

В рамках реализации национальной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи следует обратить внимание на законодательный аспект. В отличие от большинства развитых стран (Австралия, Великобритания, Ирландия, Испания, Канада, Франция, США и др.) в Российской Федерации отсутствует нормативные акты, регулирующие особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности. В этой связи представляется целесообразным проработать вопрос о введении в действующее законодательство Российской Федерации соответствующего понятийного аппарата, а также вопрос о правовом регулировании разработки единых принципов организации олимпиад и иных конкурсных мероприятий.

Анализ условий наилучшего осуществления указанной национальной стратегии показывает, что одной из самых актуальных для России становится задача развития непрерывного образования граждан России, что также должно найти отражение в работе над новыми образовательными стандартами. Экономика знаний предполагает постоянное обновление технологических процессов и содержания деятельности в разных отраслях, что требует создания условий для своевременного повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов.

Очевидно, что концепция непрерывного образования предусматривает и создание эффективной системы профессиональной переподготовки педагогических кадров – преподавателей вузов, колледжей, учителей общеобразовательных школ, специализированных учебных заведений и др. Современный педагог-профессионал должен не только успешно ориентироваться в актуальных направлениях своей предметной области, но и быть компетентным в развитии педагогики нового времени – педагогики творческого развития личности. Поэтому своевременно задаться вопросом о готовности педагогического сообщества к решению задач модернизации.

На главную >>>

Hosted by uCoz