Основные положения Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ
Федеральный
закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон) направлен на повышение
эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг,
при условии сохранения (либо снижения) расходов бюджетов на их предоставление,
путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений
и привлечение ими внебюджетных средств.
В соответствии с Федеральным законом государственные и муниципальные учреждения
будут подразделяться на автономные, бюджетные
и казенные.
Указанным Федеральным законом изменяется правовое положение существующих бюджетных
учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования
и создаются условия и стимулы для повышения эффективности их деятельности.
При этом изменяются механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений,
предоставляя им расширенный объем прав, путем перевода их со сметного
финансирования на финансирование посредством выделения субсидий
в рамках выполнения государственного (муниципального) задания.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии
с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности
формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия
учредителя.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания
бюджетными учреждениями будет осуществляться с учетом расходов на содержание
недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за
бюджетным учреждением или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств,
выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату
налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее
имущество, в том числе земельные участки.
Также необходимо обратить особое внимание на то, что принятие указанного Федерального
закона не повлечет нарушения гарантированных законодательством
Российской Федерации в сфере образования прав граждан на получение общедоступного
и бесплатного образования. Конституционное право граждан на общедоступное
и бесплатное образование будет обеспечено посредством финансового обеспечения
выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными)
образовательными учреждениями.
Государственным (муниципальным) заданием будут установлены показатели эффективности,
объемы, категории получателей услуги и результаты от оказания услуг, что также
создаст связь между финансовым обеспечением образовательного учреждения
и качеством (результатом) его работы.
Те образовательные услуги, на оказание которых государственным (муниципальным)
учреждениям учредителем будет установлено государственное (муниципальное) задание,
будут бесплатными. При этом бюджетное учреждение не вправе будет отказаться
от выполнения государственного (муниципального) задания.
Следует также обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом
от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ изменение типа государственного или муниципального
учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа
государственного или муниципального учреждения вносятся только соответствующие
изменения в его учредительные документы. Решение об изменении типа государственного
(муниципального) учреждения относится к компетенции учредителя.
Также необходимо отметить, Федеральный закон предусматривает внесение изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на отмену запрета предоставлять
субсидии и кредиты (займы) бюджетным учреждениям. Таким образом, бюджетные образовательные
учреждения смогут получать субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации.
Вместе с тем, с целью обеспечения ответственности учредителя за деятельность
государственного (муниципального) учреждения, сбалансированности между правами
и обязательствами бюджетных учреждений Федеральным законом устанавливаются гарантии
по эффективному расходованию средств, в том числе:
- регулируются отношения по крупным сделкам, которые могут быть совершены только
с предварительного согласия учредителя;
- в открытом доступе в сети Интернет будут публиковаться финансовые документы
учреждения – план финансово-хозяйственной деятельности, годовая бухгалтерская
отчетность, сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях
и их результатах, государственное задание на оказание услуг (выполнение работ),
отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного имущества.
Пунктом 27 ст. 30 Закона № 83-ФЗ определено, что наличие у бюджетного учреждения
просроченной кредиторской задолженности, превышающей установленное учредителем
предельно допустимое значение, является условием расторжения трудового договора
с руководителем бюджетного учреждения. Другими словами, руководитель
несет персональную ответственность за погашение возникающей кредиторской
задолженности бюджетного учреждения в предусмотренный срок.
Следует отдельно отметить, что Федеральным законом не затрагиваются ограничения,
установленные частью 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации по
запрету признания несостоятельным (банкротом) учреждений, включая
образовательные.
Таким образом, еще раз подчеркнем, что Федеральным законом № 83-ФЗ изменяется
лишь правовое положение существующих бюджетных образовательных учреждений без
их реорганизации, и создаются условия и стимулы для их более эффективного функционирования.
Необходимо также сказать, что до 1 июля 2012 года устанавливается переходный
период, который позволяет, по сути, образовательным учреждениям функционировать
в прежнем правовом режиме.
Потенциальные
риски и проблемы при введении
Федерального закона
- неготовность
кадрового состава образовательных учреждений (руководителей, бухгалтеров);
- фактическое отсутствие на уровне субъектов Российской Федерации нормативных
правовых актов для реализации Федерального закона;
- отсутствие на данный момент федеральных государственных образовательных стандартов
по ступеням основного и полного (общего) образования;
- слабая информированность субъектов образовательной политики относительно целей,
задач и механизмов процесса совершенствования правового положения государственных
(муниципальных) образовательных учреждений.
С учетом изложенного для реализации положений Федерального закона необходимо:
- принять нормативные правовые акты, регламентирующие Порядок формирования государственного
задания, Порядок финансового обеспечения выполнения этого задания, Порядок определения
объема и условия предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации
и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов на возмещение
нормативных затрат, связанных с оказанием бюджетными учреждениями в соответствии
с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ);
- определить перечни особо ценного движимого имущества;
- утвердить перечни недвижимого имущества учреждений, закрепленного за ними
учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на эти
цели;
- обеспечить повышение квалификации (профессиональную переподготовку) соответствующих
работников образовательных учреждений;
- внести изменений в уставы учреждений;
- обеспечить информационное сопровождение процесса совершенствования правового
положения образовательных учреждений.